Говоря о деторождении, в первую очередь, необходимо отметить, что со
времени сотворения человека Богом было предусмотрено, что не разумом он
(человек) будет управлять этим процессом. Сам Бог устанавливает
способность, пределы и биологическую границу в возможности рождения
детей. Всевышний сотворил удивительный человеческий «механизм» С
идеальным учетом всех физических и возрастных возможностей. У женщин,
например, возможнocть деторождения прекращается приблизительно к 45-ти
годам, у некоторых чуть раньше, у других - чуть позже. Хотя некоторые
сестры свидетельствуют, что и в 47 лет рожали, и в 48 лет, но это уже
редкие случаи. Чтобы лучше понять многие моменты в этом направлении,
давайте рассмотрим некоторые особенности семейной жизни в отношении
деторождения, проследим динамику семьи с точки зрения хронологии.
Возьмем, к примеру, пару молодых людей одного возраста, скажем, 20ти
лет и мысленно нарисуем линию их жизни, на которой отметим наиболее
яркие даты (события, связанные с рождением детей). Итак, в 20 лет
заключается брак, в 21 - рождение первого ребенка (допустим, он будет
единственным), в 28 - ребенок пошел в школу, а когда наступит 40 лет -
ребенок будет уже взрослым, женится или выйдет замуж, и отделится от
родителей. Дальше, можно отметить следующее, что семья в сорокалетнем
возрасте супругов, снова будет состоять из двух человек: мужа и жены,
которые остались без детей. Сорокалетние, можно сказать, еще молодые
люди, оказались полностью без семейной ответственности, без
обязанностей, объединявших их и занимавших столько времени, сил и
эмоций последние двадцать лет жизни! Что будет, если в 40 лет
женщина (подобным образом можно рассуждать и о мужчине) останется одна?
Чем заняться? Муж уже постаревший, покрытый морщинами, возможно, уже и
отдышка, а она еще вроде бы ничего, и нередко появляются какие-то
романтические чувства. Не по этой ли причине в мире столько разбитых
семей, крах которых наступил именно в этом, критическом возрасте, а
толчком, и даже причиной послужило отсутствие ответственности, которая
отпала сама собой, когда ребенок определился, создав свою собственную
семью? Но теперь давайте, в противовес мрачным перспективам семейства с
одним ребенком, представим семью, в которой дети рождаются на
протяжении всего детородного периода, обозначенного Творцом. Допустим,
последний ребенок родился в 42 или в 43 года.
Прибавляем еще 20
лет, время, на протяжении которого дитя взрослеет, тогда, когда ребенок
определиться, а родители останутся одни, им будет уже 63 года. Это уже
время начала старости, можно сказать, доброй старости, когда родители
насыщены жизнью, освобождаются от повседневной ответственности за
потомство, и остаются лишь при воспитании внуков.
Уяснить этот
аспект для человека очень важно. Если женщина достигает того, чтобы ей
было легче в деторождении, то она подвергает себя риску воздействия
чувства ненужности, которое особенно остро станет именно в период
времени между 40-60 годами. И если не будет детей, не будет,
соответственно, и заботы о них, тог да этот период выдается очень
тяжелым, как с морально-психологической, так и с духовной стороны, и
весьма тяжело переносится для человека очень важен баланс, который дают
чувство заботы о ком -то и чувство необходимости кому-то. Важно
ежедневно ощущать, что тебе кто-то нужен и ты, в свою очередь, нужен
кому-то. Сохранять этот баланс идеально помогают дети. Но что будешь
делать, если их не будет?
Вот пример: подошла сестра, ей сейчас
37 лет, она недавно уверовала и страшно, просто панически боится рожать,
просит совета. Я спрашиваю у нее: «Что же ты будешь делать, когда твоя
дочка, которой 17 лет, выйдет замуж и уедет с мужем куда-нибудь,
допустим, в Канаду? И с 40-ка до 80-ти лет ты будешь одна
одинешенька!» При таких обстоятельствах проблема возникнет обязательно.
Поэтому Бог предусмотрел так, что до 60-65 лет человеку даются силы
для воспитания детей, а остаток жизни - это уже старость, прекрасная
жизнь пожилых людей, которые снова живут вдвоем, определили своих детей,
спокойны за них, и доживают прекрасную старость. Так выглядит
классическая схема семейной жизни, обозначенная Творцом.
Меньшее
количество проблем, незаметный переход из молодого возраста в старость и
Божьи благословения видны при такой, классической схеме. Я сужу об этом
также и по своим родителям. Они определили всех детей, имеют внуков,
правнуков и уже больше 25-ти лет живут сами. Вместе прогуливаются,
вместе отдыхают, ухаживают друг за другом, у них одно ложе - это
прекрасная старость. В великой удовлетворенности они проводят дни, зная,
что полностью выполнили свою супружескую и родительскую роль. А думаете
легко рожали? Нелегко. В муках рождали, как и все рождают в муках.
Девять живых детей десятый - умер. Десять детей это десять роддомов,
десять родов и, в общей сложности более 7 лет беременности. И когда
родился пятый, но yмеp при родах, мать сильно плакала. а женщины в
больничной палате смеялись, даже открыто хохотали над ней. Говорили:
«Ненормальная, тебе радоваться надо у тебя ж дома четверо!» Мать
вернулась домой, а отец и говорит, как бы свои эмоции выражает: «Вот,
было бы уже пять». А она, будучи под впечатлением потери ребенка, не
поняла и в ответ: «Он все считает, ему много!» И опять в слезы. А отец
просто так сказал, что было бы уже пять, но вот пока четыре. Так
естественно мать воспринимала этот вопрос и рожала, не думая о том, что с
ней произойдет: вернется из роддома или нет. Это естественный подход, и
многие сестры именно так подходят к вопросу деторождения, и всегда, во
все века, этот вопрос стоял именно так.
В современной церкви
вопрос деторождения встает с некоторой остротой. Проблема кроется в
новых людях, которые приходят из мира и вливаются в ряды церкви.
Многодетность они восприняли с воспитанием, с детства как некий ужас, и
не видят за этим благословения, утешения, которое будет наполнять
смыслом их жизнь. Ведь если женщине только 40 лет, она еще полна сил, то
куда эти силы направить, если нет детей? Мне с моей женой хватит труда
до 60 лет и больше, потому что самый младший только новорожденный. В
этом есть своя красота и, думаю, каждый согласится со мною, что когда в
семье 2-3 года нет маленьких детей, то скучно без них, без малышей.
Когда дети уже большие, и даже когда им 7-8 лет, не тот интерес. А вот
маленький, когда ему только годик или два, . он такой интересный.
Хочется, может быть даже, чтобы он таким оставался, но на все свое
время, и наши дети растут. Может, легко говорить об этом, но воспринять
это так естественно, как нашему поколению, новым людям трудно. И
вот, они начинают думать, что же делать? И что мы, служители, можем посоветовать им? Приведу
пример одной семьи служителя в молитвe, он пресвитер сейчас. Когда он
женился, то у него не было детей, и они с женой много молились, прося У
Бога потомства Господь дай им откровение: «Я благословлю вас п покажу
знак, что это от Меня». После этого у них родился ребенок с
правосторонним сердцем, но, чтобы они не смущались. что это
благословение от Бога и ответ на молитву, у них рождается второй
ребенок, и тоже с сердцем с правой стороны. Дети здоровы, никаких
отклонений. Их взяли на особый учет, даже во Францию вызывали, поскольку
такие случаи бывают крайне редко, а чтобы двое в одной семье с
правосторонниы cepдцем и подавно. У них родился еще и третий но этот
уже с левосторонним сердцем. Это один из примеров, что дети от Господа
но те кто их может иметь, не всегда это так воспринимaют полагая, что на
все воля человека.
Еще один пример, который тоже иллюстрирует, что когда христиане уповая
на Господа держатся естественного xодa событий в отношении
деторождения, то Бог благословляет и устрояет. У нас была соседка, и
когда эта сестра забеременела двойней, а это была уже шестая
беременность, то у нее живот был настолько растянут, что его нужно было
держать. Когда эта сестра садилась, то в буквальном смысле могла
положить живот на другой стул рядом, как будто там не было никаких мышц.
Очень крупный был плод - двое детей и каждый весом больше 3 кг, сам
только плод весил более 7 кг! И вот пришло время родить. Врачи,
естественно, готовили ее к операции, считая, что в таком положении это
единственный выход. Это было как раз перед Рождеством, вся церковь
была собрана вместе на служении, и объявили: «Наташа в больнице. Сережа
(он был диаконом) просил молиться о ней». И мы молились очень горячо.
Никто не говорил, чтобы как-то иначе произошло, но молились О том, чтобы
Бог благословил руки врачей, и операция прошла успешно. В эту ночь
поменялась смена врачей, пришла опытная акушерка и говорит: «Не надо
никакой операции будешь сама рожать!» Сестра говорит: «Так они же
перевернуты - один плод так, а другой так». Акушерка утешающим, но
властным тоном заявила: «А как ты хочешь, чтобы они были? Их же двое!
Не переживай, перевернутся и все будет нормально». Так она ее своим
акушерским опытом утешала, помогала переворачивать, и сестра родила эту
двойню без операции. После этого, сестра родила еще пятерых(!! !), а
думала, что, наверное, на этом конец. Это реальный случай, не
выдуманный, эта семья сейчас живет в Америке. Кто дал силу этой матери?
Конечно же, Сам Господь!
Есть много и других свидетельств в пользу того. чего мы с вами
придерживаемся в отношении деторождения, но нас, служителей, все время
возвращают к вопросу «что делать?» деторождение стало большой проблемой
для новых людей, которые сейчас входят в церковь. Tpyдно им перестроить
себя на библейский лад на естественный ход течения этого вопроса. И на
служителях лежит ответственность какой акцент поставить в объяснении
этого сложного вопроса. Но я хотел бы отметить, что не только на
служителях эта ответственность, но каждая супружеская пара несет и свою
долю ответственности перед Богом в вопросе деторождения, и переложить ее
полностью на плечи служителей церкви невозможно, ведь пpeд Писанием
все равны и должны принимать решения соответственно Слову Божьему.
Служители обязаны только обозначить, что точно, по писанию является
грехом (потому и осуждается церковью) и не может быть совместимым с
членством в церкви, и не может быть оставленным просто на совесть
человека, но подлежит cyдy церкви. Допустим, искусственное прерывание
беременности (аборт) - это точно грех. Все чаше поднимается вопрос:
могут ли противозачаточные средствa являться решением для христиан,
для регулирования деторождения (см. историческую справку в конце
публикации)? Следует сразу отметить, что некоторые из этих средств, по
своей сути, таковыми вообще не являются, хотя и относятся врачами в
разряд противозачаточных.
К этой категории можно отнести, в первую очередь, внутриматочную
спираль, механизм действия которой сосредоточен на разрушении оплодотворившегося эмбриона, готового имплантироваться в стенку матки, и там, питаясь от нее расти. Спираль препятствует этому и, таким образом, разрушает эмбрион, который является уже зачавшейся жизнью. Его разрушение есть не что иное, как тот же аборт, только на очень ранней стадии, и это является грехом пред Богом. А если кто-то стал бы спорить в отношении момента, который можно считать началом жизни, то случаи из врачебной практики убедительно иллюстрируют, что зарождение жизни происходит в момент зачатия, и с этого момента это уже не сгусток массы, но человек. у меня есть такой плакат - фотография прерванной беременности после хирургического вмешательства (университет Минесоты. США), то есть из тела женщины извлекли неразорвавшуюся пленку с эмбрионом. Последние менструации были за шесть недель до принятия в больницу, следовательно, плоду на плакате не более шести недель. И хотя это такая маленькая капелька величиной 1,5-2 см, но ясно видно, что уже и головочка есть, и ручки, и ножки, и глазки тоже есть. Это жизнь, это уже человек! Есть такая организация, она не ПО.1НОстью христианская, скорее общественно-христианская, но издает вот такие плакаты под общим названием: «Жизнь или смерть? Выбери жизнь!» и вывешивает их в роддомах и женских консультациях, чтобы, может быть, кто-то из женщин ушел от своего решения и не сделала аборт. Поэтому можно однозначно утверждать, что внутриматочная спираль это грех. Также, сомнительными даже в плане своего названия как противозачаточные, могут рассматриваться все гормональные средства, как таблетированные, так и инъекционные. Они основаны на комбинации двух видов искусственных гормонов эстрогена и прогестерона и действуют, сдерживая овуляцию, а также изменяя внутреннюю поверхность матки (эндометрий) таким образом, что, если зачатие произойдет, то, скорее всего, эмбрион не имплантируется в стенку матки, иными словами у женщины произойдет ранний аборт. Итак, некоторые противозачаточные средства заведомо ложно названы таковыми. И если отдельные христиане пытаются облегчить себя в вопросе деторождения, применяя их, то обманываются, полагая, что решают только вопрос предотвращения беременности, но на самом деле посягают на зачавшуюся жизнь! Сложнее сказать относительно пресловутого и пропагандируемого даже в христианских кругах знаменитого календарного метода, или, как его ещё называют, естественный метод контроля над рождаемостью, естественный метод планирования семьи (ЕПС), который встает как бы искушение: действовать таким образом христианину возможно или нет? Одна сестра свидетельствовашая что Бог ей сказал: «Это будет томить твою душу». Конечно же будет томить, это ж надо все время мучиться, держать в разуме, держать все время мужа под контролем и самy себя сдерживать. Разве будет счастье при таком подходе? Разве будет семейная гармония? Не думаю. Boпpoс о деторождении в целом очень сложный, но одно хотелось бы заметить. Если есть тенденция бы сказал, мотив, который уже виден в жизни семьи: дети рождаются инвалидами, пять операций перенесли, три операции перенесли, или еще какие-то ситуации, то семья вынуждена ставить этот вопрос перед Богом решать самостоятельно, на собственную ответственность. Муж, как глава семьи, отвечает, и муж должен принимать решение о том, чтобы в семье была сохранена жизнь матери, если к примеру, продолжение деторождения угрожает ее жизни. Но принимать он должен те решения, которые возможны и не из разряда заведомо и определенно греховных! В тоже время, дорогие мои сестры и братья, прямого, практического и универсального совета вам не даст никто. Да и кто его может дать, этот совет? Кто возьмет на себя всю сомнительность принимаемого семьей решения, как не сама семья под ответственность мужа, как главы семьи? Какой мы, служители, можем дать совет в этом вопросе? Нет совета, ибо совет, если он есть, должен быть универсальным, одинаково действенным, во время Ветхого и Нового Заветов, как сегодня, так и 2000 лет назад. Иными словами то, что подходит сегодня для нас, должно было подходить и, допустим, для апостола Петра. А советы с учетом современных достижений медицины и увеличения человеческой грамотности, находятся вне сферы церковного регулирования, вне пастырской работы - это уже просто человеческое. С древних времен существовал естественный метод продления отдыха между деторождением - кормление грудью. Это промежуток времени, когда в период лактации (выработка материнского молока) не происходило развитие яйцеклетки - один процесс затухал пере.:: другим. Кормление грудью, в некоторых случаях до пяти лет, было естественной женской защитой и продлением времени до следующего зачатия. В наше время этот мeтoд уже так не действует. Сейчас не все женщины могут кормить грудью, и широко распространено искуственное питание. Месяц прошел, двa прошло и, конечно, женщина снова забеременеет, потому, в таких случаях это уже ответственность семьи. Я так рассуждаю, когда моя жена лежала в больнице почти три месяца с ребенком, то ничего со мной не случилось, я не умер за это время. И если бы жена болела год, то и за год не умер бы, ничего со мной не случилось бы. Так вот в семьях, где есть тенденция, где есть сложная ситуация, Бог даст мужество мужу, чтобы он берег жену какой-то период времени до ее выздоровления. А. если мотива нет? Если нет ничего, что заставляло бы сдерживать себя? Что думать в таком случае мужу и как сделать так, чтобы жена не рождала? Разделить семейное ложе, уйти в другую комнату или уехать в командировку? Поэтому в случаях, когда есть мотив и ситуация, требующая решения, муж принимает решение, которое по Его познанию от Бога в данной ситуации. Он может поберечь жену, если она больна, и Бог даст ему для этого мужество. Но если жена не больна, тогда это вопрос естественный и достаточно ясный, супруги должны быть вместе, а по-другому в жизни не будет семейной гармонии. Ну что пользы и чем это закончится, если жена уже несколько месяцев держит мужа на расстоянии? Ни к чему хорошему это не приведет, только к трагедии. Бог видит ситуацию, может, у вас и не будет детей, а вы себя так мучаете. Живите свободно, спокойно, наслаждайтесь жизнью, доверьтесь Богу! Иногда приходит сестра и говорит: «Врачи сказали, что больше рождать нельзя. Я имела два кесаревых. Что мне делать?» - А потом добавляет: «Ну, может быть, еще одного я смогу родить?» Я хватаюсь за эти слова и отвечаю: «Вот И хорошо, роди еще одного, а потом посмотрим, потом уже будем беседовать. Мы о тебе молимся, чтобы Бог благословил». А сам думаю, что этого одного еще надо родить, может, будет у них ребенок, а может, уже и не будет. Сестра еще на одного согласна, она сама облегчила мне даяние совета. Но вы представьте себе, в каком томлении она находилась бы, если бы удерживала себя и мужа в этом отношении, на самом деле уже не имея способности зачать?! Так бывает, и служители часто стоят в тупике, потому что от них ждут прямого ответа, но какой мы дадим совет и какой выход укажем? Единственное, что мы можем утверждать, что в деторождении есть своя, предусмотренная Богом гармония. Нет такого обязательства, чтобы рождать чем побольше детей. Этот вопрос не то чтобы навязывается, он вытекает из естественности семейной жизни христиан, которые удаляются от греха. Вы же видите, какие у нас сестры - никогда не скажешь, что у них по десять детей. Они рождают, и в рождении Бог дает силу, укрепляет. Моя мать десятерых родила, войну и голод пережила, трудности пережила, ей сейчас больше восьмидесяти лет. И так Бог укрепляет и современных женщин.
у нас в Рыбнице был один интересный случай. Женщина сорока лет, больная, умирать уже готовилась. Пошла к врачу, а мудрый врач так тихонечко и говорит: «Тебе родить надо, и все болезни твои уйдут». А она, да и муж ее, в это время только приближались к Богу. И она мужу говорит: «Врач сказал, что надо родить». Муж ей отвечает: «С моей стороны проблем нет». Она забеременела, и точно, при беременности пошел процесс на улучшение. Зачем, скажите, нужна сила жизни женщине, если она рождать не хочет? Естественно, она и увядать начнет. Посмотрите, какие женщины с запада при езжают же птенькие. Почему? Потому что пьют таблетки гормональные, и все в себе разрушают. Наши сестры такие румяные, красивые, они рождают детей, и Бог дает им силу, обновляет в деторождении. Есть, конечно, случаи, когда кто-то умирает. Мы не можем строить на этих единичных случаях основную доктрину, поэтому и говорим, что в семьях, где возникают эти особые обстоятельства, ответственность лежит на семье, на муже ответственность, и он должен смотреть, должен защищать свою семью, молиться, становиться в проломе, поститься, просить У Бога милости. И не должно ни в коем случае быть такого отношения, как написали письмо две сестры с Черновицкой области, спрашивая, что делать. В письме сказано: «Я уже родила четырнадцать детей, у меня все внутри разрушено, а муж говорит, что, мол, мое дело простое: сказано рождать, значит рождать. Умрешь! - я возьму другую». Вот такое холодное отношение! Это уже крайность, когда такое отношение к жене: твое дело рождать, а умрешь, так возьму другую. Если муж такое скажет, то какая женщина выдержит? Деторождение - это не только дело жены, это обоюдная ответственность, уйти от которой невозможно. Муж должен брать на себя ответственность, если возникает тенденция или сложная ситуация, будь то в отношении деторождения или в любой другой сфере, естественно, при согласии жены. Если муж берет на себя ответственность и говорит, как сестра свидетельствовала: «Дорогая, Бог нас прокормит, Бог нам даст. Посмотри, какое благословение мы имеем сейчас. Это не мы детей кормим, а они, оказывается, нас кормят. Это им Бог дает, да и нам паечек от них перепадает. Бог дает нам через наших детей!» И если муж так утешит жену, скажет ей доброе слово, то прибавит ей этим как бы здоровья. Одна сестра-старица свидетельствовала, что муж ей говорит: «Посиди немножко, отдохни!», И она говорит, что «горы» ворочаю, потому что он сказал «посиди». Утешение жене очень нужно, и в этом тоже состоит обязанность мужа. Были случаи, не так уж и много, когда жены умирали, оставляя многодетную семью, и мужья, конечно же, женились. И со стороны можно подумать, что она, бедная, родила десятерых, а он взял другую, живет себе и радуется. Но жизнь продолжается, и что ему сказать, чтобы не женился более, а только воспитывал детей? Он мужчина, для него нет никаких привилегий даже по Писанию, ведь нигде не сказано, что призираите сирот, вдов и вдовцов. Почему не написано, что надо ухаживать за вдовцами? Потому, что они сами могут решить свою проблему, а вдовы не могут, они не могут взять себе мужа. Если попадется муж вдове с детьми, то это очень редкое явление, а вдовцам легче решить свой вопрос: овдовел, взял жену и живет себе с новою женой. Это естественно, и нет ошибки в Писании, и нет ничего противозаконного, если даже и был такой случай. Дорогие сестры, Бог вас благословит, если вы будете в Его распоряжении. Но не грех молиться, что, Боже, дай нам некоторый перерыв, дай нам отдохнуть. Не грех так молиться. Это дело вашей веры, будете молиться - Бог даст перерыв. У нас с женой был перерыв около 2,5 лет после второго ребенка, а обычно 1,5 года. Когда у нас родился двенадцатый, родился с болезнью, от которой умер через две недели после родов, то после такого стресса жене, естественно, нужен был отдых, и она молилась об этом, и Бог услышал ее молитву: она три года не беременела. И мы уже полагали, что на этом закончен процесс деторождения, но Господь усмотрел по-другому, дав нам еще одного ребенка.
Когда обнаружилось при осмотре врачами, что с двенадцатым ребенком не все хорошо, то врач с недоброжелательностью отметил: «На этот раз вам не повезло, ваш ребенок очень болен». Мы много молились, жена провела три месяца в больнице, но затем были роды и смерть ребенка. И хотя все это было очень непросто перенести, но мы знаем, что живем не по принципу «повезло-не повезло», а по Божьей милости. Мы и были уверены, что не количество беременностей повлияли на ребенка, а, как мы узнали потом, лекарства, которые жена принимала в начале беременности, не зная об их опасности. Бывают случаи, "когда врачи, стоящие на позициях современных идей размера семьи и контроля над рождаемостью, говорят и советуют прекратить деторождение путем хирургического вторжения и даже предлагают бесплатные услуги, чтобы помочь, и иногда с их стороны это искренне, ведь им невозможно понять наши принципы в этом вопросе. И нелегко нашим супругам выслушивать эти советы и пере носить взгляды, а бывает, и злобу врачей. Я лично, когда нам предложили после смерти ребенка сделать стерилизацию жене, спрашивал врача: «Скажите, как это делается?» Она отвечает: «Когда после родов жена поправится, вы придете, и мы сделаем маленькую операцию: всего лишь пробьем две дырочки вбрюшной полости и перевяжем маточные трубы - вот и все». Но, скажите, какая христианка в своей совести выдержит такую операцию,. когда на нее надо идти в варианте сознательного решения? И кто знает, какие будут последствия. И знаете, что ответилa мне женщина-врач, когда я спросил, воспользовалась ли бы она таким методом? «Конечно же, нет! Ведь мы можем пользоваться и другими средствами, а вам не все можно». Но Я открою один секрет: рождение еще одного ребенка для нас с женой было очень важным, как раз в доказательство того, что отклонения у новорожденных и болезни появляются вовсе не по причине многодетности - это дело случая. на который есть свои объективные причины и объяснения. Когда жена забеременела, то, хотя я и переживал об этом, жена, естественно, переживала больше, но моя внимательность и добрые отношения неизменно ободряли ее, и она мнe как-то сказала, что даже рада, что находится в такоы положении. Это было для меня большим облегчением. Эта тринадцатая беременностъ была тоже нелегкой, но ребенок родился здоровым хотя пришлось делать операцию (кесарево сечение), по причине критически большого давления у жены. Это был как раз тот мотив, с которым столкнулись мы лично, мотив, при котором нам пришлось принимать тяжелое решение дaвая согласие на операцию. Но. я вам скажу, как прекрасно себя чувствовать свободным перед Богом, в том, что мы не по-человечески решили и это в нашей семейной истории а по-Божьему. Да благословит всех Вас Господь. Дорогие супруги!