Кагэбисты следили за Морозовским не только в Каменец-Подольском,
но и в Хмельницком, когда в 1959 году он был вынужден возвратиться в свою
семью. Поэтому его нигде не принимали на работу. Достаточно было инспекторам
отделов кадров прочитать в его паспорте фамилию, имя и отчество, они
отшатывались от юноши, как от опасного преступника, делали стеклянные глаза и
ледяным тоном произносили:
- Для вас работы нет!
За пять месяцев Виталий обошел почти все предприятия
Хмельницкого, но нигде на работу его так и не взяли. «Может, в другом городе
кагэбисты не успеют предупредить? подумал Виталий и поехал в Луцк. Там ему
удалось наняться подсобным рабочим на стройку. Через полгода попробовал снова
устроиться в Хмельницком.
К тому времени кагэбисты, успокоившись, что Виталий выехал в
другой город, несколько потеряли свою по отношению К нему бдительность. Благодаря этому бывшему студенту,
имевшему уже трудовую книжку на руках, в этот раз удалось устроиться на
Хмельницкий станкостроительный завод маляром, где он красил станки, готовя их
к отправке.
Связи с Хмельницкой баптистской церковью он не терял.
Принял святое водное крещение, начал изучать и проповедовать Слово Божье. Его
проповеди ставали все глубже и интереснее.
Виталия включили в группу евангелистов, которые ездили
проповедовать в близлежащие села. Отец Илья радовался за сына, хотя и очень
волновался, когда тот уезжал из дому.
Борьба за чистоту и святость общины
Однажды в официально зарегистрированной Хмельницкой
баптистской церкви произошло событие, которое огорчило многих верующих. Один
из братьев-проповедников в ожидании областного пресвитера в доме собраний по
улице
Шестакова, листая Библию, сел на его место за покрытым
скатертью столом. Вставая, он неловким движением зацепил скатерть и она немного
сползла со стола, а из-под нее на пол упало несколько листков с отпечатанным
на машинке текстом. Подымая эти листы с пола, чтобы положить на место,
брат-проповедник скользнул взглядом по первой странице, и ему бросил ось в
глаза слово «Инструкция». Читая дальше уже внимательнее, этот брат понял, что
это было инструктивное письмо пресвитеру о том, как осуществлять указания
высших советских и компартийных органов об ограничении деятельности церковной
общины. В частности, запрещалось брать в собрание детей, допускать к проповеди
проповедников из других церквей и еще много других ограничений.
Нашедший инструкцию немедля тут же показал ее другим
братьям. Все были возмущены не только бесцеремонностью властей, грубо
вмешивающихся в жизнь баптистской общины, но и поведением
областного пресвитера, пытавшегося скрыть от верующих его зависимость от
атеисто:в, которая уже была похожа даже на сотрудничество.
Братья -священнослужители и проповедники посчитали такое
двуличное лицемерное поведение своего областного пресвитера недопустимым и
требовали отстранить его от служения. Особенно настаивали на этом братья Иван
и Андрей Олевчуки. Поддерживал их и Виталий Морозовский. Втроем на мотоцикле с
коляской они ездили по местным церквам, рассказывая правду о позорном случае,
показывая пресловутую инструкцию, чтобы братья и сестры по вере поняли, что
политика компартийной власти нацелена на ушемление конституционных прав
верующих, что областной пресвитер, который прислуживает этой власти, не может
быть богоугодным человеком и,< следовательно, возглавпять областное
объединение.
Областной пресвитер решил усмирить возмущенных «смутьянов И
бунтовщиков» с помощью кагэбистов и милиции. Требующих отстранения пресвитера
от служения строго предупредили, что если они не прекратят свои «происки», то
их арестуют, а мотоцикл конфискуют. За братьями Олевчуками и Виталием
Морозовским установили слежку. Но они решили довести начатое дело до конца,
понимая, что с запятнавшим себя служителем церковная община может потерпеть
крах в духовной жизни, разделиться, понести большие потери. И они, рискуя
быть арестованными, боролись за чистоту церкви, продолжали посещать поместные
баптистские церкви области, где проповедовали на собраниях и информировали братьев и сестер о
случившемся.
Арест
Однажды в районе Шепетовки они снова увидели за собой
погоню на милицейском автомобиле. Братья поняли, что и в этот раз им не дадут
провести намеченное собрание да еще могут привести в исполнение угрозы.
Воспользовавшись тем, что мотоциклом было легче объехать рытвины на дороге,
они на несколько минут оторвались от преследователей, на максимальной скорости
спустились в долину, а потом свернули к Бугу, спрятавшись в кустах.
Милицейский автомобиль промчал мимо. Преследуемые поняли, что преследователи помчались
именно в то село, где должно было состояться намеченное собрание. Агентура
кагэбистов на этот раз сработала четко. Пришлось братьям отложить собрание и
возвратиться домой.
Кагэбисты, огорченные своей неудачей, поняли, что ставить
на послушного им пресвитера они смогут, только напугав баптистов арестом тех,
кто посмел выступить против атеистической власти. 1 марта
1962 года ко двору дома, где жил Виталий Морозовский,
подкатил зловещий «воронок» ...
Бог предупредил Виталия о грядущем испытании. За несколько
дней до этого ему снова приснился интересный сон, о котором он рассказал
родным. Приснилось Виталию, что его ведут по длинному коридору мрачного
подземелья. В конце этого длинного коридора подводят к столу, за которым
сидит следователь Сальников, который уже не раз вызывал Морозовского к себе
на беседы, пытаясь запугать юношу. И вот во сне этот следователь слепит глаза Виталию настольной лампой и грозно спрашивает:
- Ну что, гражданин Морозовский, вы нам больше ничего
новенького не скажете?! - Кроме того, что сказал, больше ничего не скажу! - как
и прежде, отвечал Виталий.
- Ну, что же,- тогда, вам
придется идти в тюрьму!
- Ну, что же, - пойду ...
- Подписывай протокол!
Виталий проверил, не написал ли следователь,· стремившийся
установить фамилии всех, кто требовал отстранения от служения пресвитера,
чего-то лишнего, и подписал протокол ... Проснувшись, Морозовский понял, что этот сон приснился ему
неспроста. В том, что это действительно было Божье откровение, он убедился на
первом же после ареста допросе, когда услышал от следователя Сальникова:
- Ну что, гражданин Морозовский, вы нам больше ничего
новенького не скажете? - Кроме того, что сказал, больше ничего не скажу! ответил
Виталий и улыбнулся. - Ну, что же, - тогда и
вам придется идти в тюрьму! - Ну, что же, - пойду ...
- ответил Виталий и снова улыбнулся.
- Вы почему улыбаетесь? удивился следователь. - Я еще ни
разу не видел, чтобы кто-то шел в тюрьму с улыбкой ...
Тогда Морозовский рассказал Сальникову о своем сне. - Не
может быть! - еще больше удивился следователь.
- Это легко проверить расспросите моих родственников!
- Ты считаешь, что все произошедшее определено Богом? -
растерянно спросил Сальников, в глазах которого мелькнул испуг.
- Именно так! Нам предстоит исполнить всю волю Божью ...
- Я могу отпустить тебя домой на десять дней, - больше я
для тебя ничего не смогу сделать ... Ты не убежишь?
- Конечно же, не убегу. И через десять дней даже сам сюда
приду, чтобы вам не нужно было присылать «воронок».
- И подписку о не выезде у тебя брать не надо?
- Слово христианина - надежно!
Атеистическое судилище
Виталий Морозовский явился К следователю утром 10 марта
точно в назначенное время. А в 1О часов утра его повели на суд, точнее на открытое судилище, организованное
атеистами. Организаторы стремились, чтобы оно стало праздником атеизма,
торжеством марксистско-ленинских идей, послужило уничижением евангельских
христиан. По всему городу были расклеены афиши, сообщавшие о суде над
сектантами-тунеядцами, мешающими советскому обществу строить светлое
коммунистическое будущее.
|