По вопросу внедрения различных средств коммуникаций в быт христианских семей состоялось немало дискуссий, но, тем не менее, вопрос остается актуальным, особенно сейчас, в век бурного развития новых технологий. Если радиовещание легко вошло в семьи верующих посредством христианских программ, транслируемых во времена гонений для христиан в закрытой коммунистической стране, то с телевиденьем дела обстоят несколько иначе. До последнего времени, с одной стороны, христианские программы не могли проникнуть на экраны, а с другой стороны телевидение имеет большое влияние на христианина, чем любые другие средства коммуникаций (массовой информации), например, такие как радио и печать. Само по себе телевидение, как изобретение человеческого разума, безусловно, не имеет равных, потому как может сохранять и передавать на большие расстояния не только речь (звук), а дополнительно еще и картинки (изображение подвижных объектов), на которых можно увидеть других и даже самого себя со стороны, а также в режиме реального времени собеседника или события, совершаемые в тот же момент на огромном расстоянии. И если это чудо человеческой мысли стало возможным, значит Бог имел его в Своем замысле, иначе оно не было бы осуществимым. Исходя из этого, можно предположить, что в Божьем плане было и то, что люди, найдя возможность фиксации отрывка жизни, реального или инсценированного актерами, а теперь уже и с помощью компьютерной графики, будут использовать это на пользу, а также этим еще более доступным образом, будут свидетельствовать о Боге, прославляя Его величие. Но необходимо отметить, что в наш век развития коммуникационных технологий практически сняты ограничения информационных потоков, и некогда закрытые системы теперь не могут утаить от своих граждан «неполезную», на их взгляд, информацию, как это делали ранее. И в этом, безусловно, большая польза. Но наряду с этим содержание информационных потоков становится все менее контролируемым и все более сомнительным. Человеку в этом огромном потоке трудно ориентироваться, чтобы отличать полезное, правильное и чистое, удерживать себя от ложного и скверного. Как же христианину не утонуть во всех этих возможностях, ведь современные технологии позволяют проникать в мир информации не выходя из дома, и как христианину ориентироваться в вопросе позволительности? Здесь прослеживается два противоположных взгляда, консервативный и либеральный, от абсолютного запрета до неконтролируемой свободы. Какой же должна быть позиция христианина, а также пасторская позиция, потому как от пастыря ожидают ответа? Когда-то апостол Павел писал: «За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1Фес.4:1-2). И в другом месте: « ... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2: 15). Если бы Павел жил в наше время, то он высказался бы и по вопросу современных средств массовой информации. Но Павел не живет сейчас, и ответственность по поводу современных технологий лежит на современных служителях. Апостол Павел имел дерзновение сказать, что мы дали вам заповеди, потому как имел ведение от Господа. Чтобы так же категорично сказать по вопросу, который Павлу не был известен, нам в наше время необходимо иметь не меньшее дерзновение на основании откровения от Господа или же найти основание в универсальных евангельских заповедях, которые способны урегулировать и этот вопрос, иными словами, опираясь на заповедь, конкретизировать вопрос применительно к нашему времени. Итак, что же нам принять: держаться запрета, Т.е., что христианину непозволительно иметь в своем доме телевизор и компьютер или же поставить этот вопрос вне пастырского взора на свободу и совесть каждого члена церкви? Кто-то спросит: «Какие же универсальные заповеди подходят под критерий оценки, на основании которых Церковь может выработать правила применительно к средствам массовой информации?» Можно привести несколько мест Священного Писания, которые безусловно регулируют и эти вопросы. Во-первых, такая заповедь как: « ... Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2:15-16), - это универсальный закон, только изменился сам мир и нужно правильно определить категорию мирских интересов, которые неприемлемы для христианина. И другое место, где Павел говорит: « ... Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил.4:8). И здесь тоже универсальность, чисто ли то, что мы смотрим, будет ли это похвалой, то есть одобрением со стороны Бога, учит ли эта информация честности и любви, справедливости и общему добру? И, конечно же, следует упомянуть синоптические места из 1-го послания Коринфянам, которые можно читать с различным акцентом и через это придавать различный оттенок пониманию: « ••• Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6: 12), и другое, подобное: « ••• все мне позволительно, но не все назидает» (10:23). Это тоже универсальное правило, но оно требует практичности в применении к конкретным обстоятельствам, исходя из отличий влияния общественного мнения и контроля в каждой конкретной стране. В обществах, где социальный контроль более строгий, границы церковного запрета могут быть немного слабее, а где общество более свободно, должны иметь место более строгие церковные правила, но всегда в разумных пределах, не допуская крайностей. Хотелось бы также отметить, что даже если церковь по каким-то причинам не участвует в практическом регулировании отношения к средствам массовой информации, коммуникаций это не снимает ответственности с глав семейств за исполнение Божьих заповедей, в конечном итоге, мы все предстанем перед праведным Судьей, Которому не безразлично, что мы потребляем из информационной среды. С другой стороны, существует потребность и в информированности, которую человеку необходимо иметь, чтобы проявлять некоторую долю активности жизни в обществе, а также существует потребность в развлечениях, как для детей, так и для взрослых (из среды заведомо не греховной информации). Это было во все века, только в наше время род развлечений для молодежи несколько изменился, чем это было раньше.
Хорошо, когда родители сами внедряют в семье средства коммуникаций на уровне современности, учитывая, что дети и так со временем будут их иметь, став уже самостоятельными. Когда такие внедрения идут под диктовку детей, тогда теряется родительский авторитет в контроле, иными словами, родители идут на поводу у детей. Отставая же от современности, родители теряют нить управления этой сферой современной жизни детей. Но ответственность все же лежит на родителях, потому как на них возложена функция воспитания в ответственности перед Богом, и Ему совершенно не безразлично, что в семье внедрено и каким образом управляется. Хочу, как семьянин и как пастырь одновременно, поделиться опытом использования универсальных заповедей применительно к средствам массовой информации. То, что можешь позволить себе, нельзя критиковать и осуждать в других. Пройдя некоторую практику (в т.ч. различного опыта внутри семьи), пришел к выводу о вреде современного телевидения. Не ставя запрета для старших детей приобрести телевизор, заметил, как в это была вовлечена вся семья. А через некоторое время, после семейных дискуссий, дети сами пришли к выводу, что это вредно, поэтому избавились от телевизора в пользу приобретения времени для полезных занятий. Безусловно, важна также практика коллективного воспитания, на которое мы даем согласие. Само по себе согласие на коллективное воспитание ставит каждую конкретную семью под ответственность и подотчетность, что очень важно для нас, учитывая слабость самоконтроля и природную склонность к увлечениям. Из-за склонности быть искушаемыми, мы нуждаемся в подотчетности. Лучшим средством подотчетности является церковная среда, где вырабатывается отношение ко всем вопросам с учетом времени, что и обговаривается с общим согласием, на основании универсальных заповедей, применяя их в контексте жизни современного общества. Да даст нам Господь разум не раствориться в этом огромном потоке и не запутаться в отделении полезного, чистого и правильного, но в тоже время не склониться к упрощенности прямых запретов, чтобы не быть смятенными, ставя баррикады перед современностью. Да благословит и поможет нам Господь.