Понедельник, 02.12.2024, 01:34

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Журнал 2004 г. Номер 4 [28]
Журнал 2004 г. Номер 3 [15]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Форма входа

Главная » Статьи » 2004 » Журнал 2004 г. Номер 4

Спрашивайте - отвечаем?!

По вопросу внедрения различных средств коммуникаций в быт христианских семей состо­ялось немало дискуссий, но, тем не менее, вопрос остается актуальным, особенно сейчас, в век бурного развития новых технологий. Если радиовещание легко вошло в семьи верующих посредством христианских программ, трансли­руемых во времена гонений для христиан в закрытой коммунистической стране, то с теле­виденьем дела обстоят несколько иначе. До последнего времени, с одной стороны, христи­анские программы не могли проникнуть на экраны, а с другой стороны телевидение имеет большое влияние на христианина, чем любые другие средства коммуникаций (массовой ин­формации), например, такие как радио и печать.
Само по себе телевидение, как изобретение человеческого разума, безусловно, не имеет равных, потому как может сохранять и переда­вать на большие расстояния не только речь (звук), а дополнительно еще и картинки (изоб­ражение подвижных объектов), на которых можно увидеть других и даже самого себя со стороны, а также в режиме реального времени собеседника или события, совершаемые в тот же момент на огромном расстоянии. И если это чудо человеческой мысли стало возможным, значит Бог имел его в Своем замысле, иначе оно не было бы осуществимым. Исходя из этого, можно предположить, что в Божьем плане было и то, что люди, найдя возможность фиксации отрывка жизни, реального или инсценирован­ного актерами, а теперь уже и с помощью компьютерной графики, будут использовать это на пользу, а также этим еще более доступным образом, будут свидетельствовать о Боге, про­славляя Его величие.
Но необходимо отметить, что в наш век развития коммуникационных технологий практически сняты ограничения информацион­ных потоков, и некогда закрытые системы те­перь не могут утаить от своих граждан «непо­лезную», на их взгляд, информацию, как это делали ранее. И в этом, безусловно, большая польза. Но наряду с этим содержание информа­ционных потоков становится все менее контро­лируемым и все более сомнительным. Человеку в этом огромном потоке трудно ориентировать­ся, чтобы отличать полезное, правильное и чистое, удерживать себя от ложного и скверного.
Как же христианину не утонуть во всех этих возможностях, ведь современные технологии позволяют проникать в мир информации не выходя из дома, и как христианину ориентиро­ваться в вопросе позволительности?
Здесь прослеживается два противополож­ных взгляда, консервативный и либеральный, от абсолютного запрета до неконтролируемой свободы. Какой же должна быть позиция хри­стианина, а также пасторская позиция, потому как от пастыря ожидают ответа? Когда-то апо­стол Павел писал: «За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, при­няв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса» (1Фес.4:1-2). И в другом месте: « ... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы науче­ны или словом или посланием нашим» (2Фес.2: 15). Если бы Павел жил в наше время, то он высказался бы и по вопросу современных средств массовой информации. Но Павел не живет сейчас, и ответственность по поводу современных технологий лежит на современ­ных служителях.
Апостол Павел имел дерзновение сказать, что мы дали вам заповеди, потому как имел ведение от Господа. Чтобы так же категорично сказать по вопросу, который Павлу не был известен, нам в наше время необходимо иметь не меньшее дерзновение на основании открове­ния от Господа или же найти основание в универсальных евангельских заповедях, кото­рые способны урегулировать и этот вопрос, иными словами, опираясь на заповедь, конкре­тизировать вопрос применительно к нашему времени. Итак, что же нам принять: держаться запрета, Т.е., что христианину непозволительно иметь в своем доме телевизор и компьютер или же поставить этот вопрос вне пастырского взо­ра на свободу и совесть каждого члена церкви?
Кто-то спросит: «Какие же универсальные заповеди подходят под критерий оценки, на основании которых Церковь может выработать правила применительно к средствам массовой информации?» Можно привести несколько мест Священного Писания, которые безусловно ре­гулируют и эти вопросы. Во-первых, такая заповедь как: « ... Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2:15-16), - это универсаль­ный закон, только изменился сам мир и нужно правильно определить категорию мирских инте­ресов, которые неприемлемы для христианина. И другое место, где Павел говорит: « ... Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что дос­тославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил.4:8). И здесь тоже уни­версальность, чисто ли то, что мы смотрим, будет ли это похвалой, то есть одобрением со стороны Бога, учит ли эта информация честно­сти и любви, справедливости и общему добру?
И, конечно же, следует упомянуть синопти­ческие места из 1-го послания Коринфянам, которые можно читать с различным акцентом и через это придавать различный оттенок понима­нию: « ••• Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6: 12), и другое, подоб­ное: « ••• все мне позволительно, но не все нази­дает» (10:23). Это тоже универсальное правило, но оно требует практичности в применении к конкретным обстоятельствам, исходя из отли­чий влияния общественного мнения и контроля в каждой конкретной стране. В обществах, где социальный контроль более строгий, границы церковного запрета могут быть немного слабее, а где общество более свободно, должны иметь место более строгие церковные правила, но всегда в разумных пределах, не допуская край­ностей.
Хотелось бы также отметить, что даже если церковь по каким-то причинам не участвует в практическом регулировании отношения к сред­ствам массовой информации, коммуникаций ­это не снимает ответственности с глав семейств за исполнение Божьих заповедей, в конечном итоге, мы все предстанем перед праведным Судьей, Которому не безразлично, что мы по­требляем из информационной среды.
С другой стороны, существует потребность и в информированности, которую человеку необ­ходимо иметь, чтобы проявлять некоторую долю активности жизни в обществе, а также суще­ствует потребность в развлечениях, как для детей, так и для взрослых (из среды заведомо не греховной информации). Это было во все века, только в наше время род развлечений для молодежи несколько изменился, чем это было раньше.

Хорошо, когда родители сами внедряют в семье средства коммуникаций на уровне совре­менности, учитывая, что дети и так со временем будут их иметь, став уже самостоятельными. Когда такие внедрения идут под диктовку детей, тогда теряется родительский авторитет в конт­роле, иными словами, родители идут на поводу у детей. Отставая же от современности, родите­ли теряют нить управления этой сферой совре­менной жизни детей. Но ответственность все же лежит на родителях, потому как на них возло­жена функция воспитания в ответственности перед Богом, и Ему совершенно не безразлично, что в семье внедрено и каким образом управля­ется.
Хочу, как семьянин и как пастырь одновре­менно, поделиться опытом использования уни­версальных заповедей применительно к сред­ствам массовой информации. То, что можешь позволить себе, нельзя критиковать и осуждать в других. Пройдя некоторую практику (в т.ч. различного опыта внутри семьи), пришел к выводу о вреде современного телевидения. Не ставя запрета для старших детей приобрести телевизор, заметил, как в это была вовлечена вся семья. А через некоторое время, после семейных дискуссий, дети сами пришли к выводу, что это вредно, поэтому избавились от телеви­зора в пользу приобретения времени для полез­ных занятий.
Безусловно, важна также практика коллек­тивного воспитания, на которое мы даем согла­сие. Само по себе согласие на коллективное воспитание ставит каждую конкретную семью под ответственность и подотчетность, что очень важно для нас, учитывая слабость самоконтроля и природную склонность к увлечениям. Из-за склонности быть искушаемыми, мы нуждаемся в подотчетности. Лучшим средством подотчет­ности является церковная среда, где вырабаты­вается отношение ко всем вопросам с учетом времени, что и обговаривается с общим согла­сием, на основании универсальных заповедей, применяя их в контексте жизни современного общества.
Да даст нам Господь разум не раствориться в этом огромном потоке и не запутаться в отделении полезного, чистого и правильного, но в тоже время не склониться к упрощенности прямых запретов, чтобы не быть смятенными, ставя баррикады перед современностью. Да благословит и поможет нам Господь.

Михаил ЧИЖ, епископ

Категория: Журнал 2004 г. Номер 4 | Добавил: andrus (26.01.2011) | Автор: Михаил Чиж
Просмотров: 665 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск





cx © 2011
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz